| Ўзбекча   Русский
Внимание! Портал работает в тестовом режиме

Основные задачи и функции Госкомконкуренции

Основные задачи Госкомконкуренции

  • разработка и осуществление системных мер по углублению процессов приватизации, реализации в частную собственность принадлежащих государству активов и пакетов акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов, внедрению новых форм и способов разгосударствления, обеспечивающих открытость и прозрачность реализации государственного имущества частным собственникам, ведение мониторинга за выполнением инвесторами принятых инвестиционных обязательств;
  • реализация на системной основе мер по развитию фондового рынка, особенно вторичного, прежде всего за счет стимулирования роста капитализации и рентабельности акционерных обществ, широкого информирования предпринимателей и населения, обеспечения их активного участия в биржевых операциях, дальнейшего совершенствования рыночной инфраструктуры, полного перехода на электронную форму проведения торгов;
  • дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления, направленное на кардинальное повышение роли акционеров и наблюдательных советов в управлении акционерными обществами, обеспечение защиты прав миноритарных акционеров, усиление ответственности исполнительных органов перед акционерами за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
  • реализация мер по эффективному антимонопольному регулированию и недопущению ограничения конкуренции на товарных и финансовых рынках, осуществление контроля за соблюдением законодательства о конкуренции и о естественных монополиях;
  • осуществление мер по дальнейшему совершенствованию законодательства и формированию необходимых условий для развития конкурентной среды, пресечению недобросовестной конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), в первую очередь на внутреннем потребительском рынке и в сфере рекламы, обеспечение в тесной координации с общественными структурами защиты законных интересов и прав потребителей;
  • проведение глубокого анализа финансово-экономического состояния низкорентабельных и убыточных предприятий, разработка и реализация комплексных мер по их финансовому оздоровлению, в первую очередь за счет привлечения новых инвесторов, модернизации и технологического переоснащения, снижения себестоимости и издержек производства, освоения новых видов конкурентоспособной продукции;
  • осуществление функций по реструктуризации и банкротству экономически несостоятельных предприятий, реализация мер по проведению досудебной и судебной санации, внешнему управлению предприятиями-банкротами.

Основные функции Госкомконкуренции

а) в сфере предпродажной подготовки и реализации объектов приватизации, мониторинга за выполнением обязательств инвесторами:

  • обеспечивает сокращение участия государства в нестратегических предприятиях;
  • с привлечением заинтересованных государственных органов и хозяйственных объединений разрабатывает и представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты государственных программ по приватизации и обеспечивает их реализацию;
  • осуществляет предпродажную подготовку объектов приватизации и определяет договорные условия приватизации, в том числе предприятий ведущих отраслей экономики, объектов, реализуемых по нулевой выкупной стоимости под конкретные инвестиционные обязательства;
  • обеспечивает гласность и прозрачность принимаемых решений по объектам, условиям и формам приватизации, распространяет информацию о приватизируемых предприятиях-эмитентах и выпускаемых ими ценных бумагах, а также осуществляет рекламно-информационную работу в целях привлечения отечественных и иностранных инвесторов;
  • осуществляет функции продавца объектов приватизации, определяет их начальную цену продажи, объемы инвестиций, вид и условия торгов, в том числе реализует принадлежащие государству ценные бумаги на внутреннем и международном рынках, на биржевых и внебиржевых торгах, самостоятельно или через привлекаемые на договорной основе отечественных и иностранных инвестиционных посредников;
  • осуществляет мониторинг за своевременностью и полнотой исполнения заключаемых Госкомконкуренции сделок по купле-продаже объектов приватизации, включая исполнение инвестиционных обязательств инвесторами;
  • выдает новому собственнику ордер (сертификат), удостоверяющий право собственности на приватизированный объект, а также представляет обслуживающему покупателя инвестиционному посреднику поручение депо на перевод (разблокирование) приобретенных им акций;
  • анализирует процессы, связанные с приватизацией, и формирует предложения по внедрению новых форм и способов приватизации, обеспечивающих открытость и прозрачность реализации объектов приватизации частным собственникам, в том числе по совершенствованию норм, регулирующих имущественные отношения;

б) в сфере развития рынка ценных бумаг и корпоративного управления:

  • принимает меры по развитию рынка ценных бумаг, а также обеспечению соблюдения принципов биржевой торговли ценными бумагами;
  • способствует внедрению новых видов финансовых инструментов, включая производные ценных бумаг, позволяющих привлекать необходимые ресурсы для финансирования инвестиционных проектов;
  • осуществляет совместно с заинтересованными органами государственного управления меры государственной поддержки процессов формирования и функционирования рынка ценных бумаг, а также необходимой среды и инфраструктуры для развития данного рынка;
  • вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по повышению активности граждан и иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе путем стимулирования инвестиционной и профессиональной деятельности, совершенствования условий коллективного инвестирования на рынке ценных бумаг;
  • осуществляет меры по внедрению международной практики функционирования рынка ценных бумаг, предусматривающие полный переход на электронную форму проведения торгов и расчетов по ценным бумагам;
  • анализирует процессы, связанные с совершенствованием системы корпоративного управления, и формулирует предложения по совершенствованию норм, регулирующих корпоративные отношения;
  • разрабатывает на основе международных принципов и правил рекомендации по совершенствованию корпоративного управления в хозяйственных обществах, в том числе совершенствованию их организационной структуры;
  • организует периодическое заслушивание в Кабинете Министров Республики Узбекистан отчетов по внедрению качественной системы корпоративного управления руководителей исполнительного органа и наблюдательного совета государственных акционерных компаний и иных хозяйственных обществ с государственной долей в уставном фонде, имеющих стратегическое значение для экономики республики;
  • координирует и проводит мониторинг деятельности ГУП "Центр по управлению государственными активами" по эффективному управлению государственными активами и Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг по развитию корпоративного управления и рынка ценных бумаг, а также обеспечивает их эффективное взаимодействие;
  • издает пособия по корпоративному управлению, отражающие практические вопросы деятельности органов управления и контроля в акционерных обществах, а также содействует формированию образовательной поддержки инвесторов и участников рынка ценных бумаг;
  • содействует развитию международных отношений в сфере корпоративного управления и регулирования рынка ценных бумаг путем организации эффективного двухстороннего и многостороннего взаимодействия в рамках международных организаций;

в) в сфере распоряжения объектами государственной собственности, в том числе их инвентаризации, учета и эффективного управления:

  • выступает от имени Республики Узбекистан учредителем государственных предприятий и учреждений, а также хозяйственных обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных предприятий и учреждений;
  • осуществляет в соответствии с законодательством от имени Республики Узбекистан права акционера (участника) хозяйственных обществ по государственному пакету акций (доле), а также передает эти права доверительным управляющим и иным лицам;
  • вносит на утверждение Комиссии по мониторингу за эффективным использованием государственной доли акций в акционерных объединениях и компаниях перечень пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, передаваемых в управление ГУП "Центр по управлению государственными активами";
  • осуществляет инвентаризацию и учет государственного недвижимого имущества, государственных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ с государственной долей в уставном фонде, в том числе находящихся за рубежом и тех, от имени государства в которых выступают Кабинет Министров Республики Узбекистан и иные государственные органы (кроме имущества, инвентаризация и учет которых ведется соответствующими уполномоченными государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством);
  • вносит государственные пакеты акций (доли) и иное имущество в уставные фонды создаваемых и действующих хозяйственных обществ в порядке, предусмотренном законодательством;
  • выступает арендодателем имущества, находящегося в государственной собственности, кроме случаев, когда право осуществления этих полномочий делегировано иным государственным органам и организациям;
  • осуществляет согласование создания органами государственного управления и органами государственной власти на местах государственных предприятий в части передачи государственным предприятиям государственного имущества;
  • координирует взаимодействие государственных органов по вопросам управления государственной собственностью в соответствии с порядком, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
  • вносит на рассмотрение и утверждение Комиссии по мониторингу за эффективным использованием государственной доли акций в акционерных объединениях и компаниях предложения по перечню хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики республики;
  • вносит на рассмотрение Комиссии по мониторингу за эффективным использованием государственной доли акций в акционерных объединениях и компаниях предложения по назначению и освобождению государственных поверенных и доверительных управляющих инвестиционными активами, по управлению государственными долями в хозяйственных обществах, а также представителей государства, использующих специальное право участия государства в управлении акционерными обществами ("золотую акцию");
  • обеспечивает заключение договоров доверительного управления государственными долями в хозяйственных обществах с государственными поверенными, доверительными управляющими инвестиционными активами, а в случаях, предусмотренных законодательством, также с другими юридическими лицами;
  • обеспечивает осуществление мониторинга деятельности государственных поверенных, доверительных управляющих государственными активами, дает им указания по порядку голосования на общих собраниях акционеров (участников) и заседаниях наблюдательных советов, а также устанавливает порядок их вознаграждения;
  • осуществляет анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных обществ с государственной долей в уставном фонде, а в случае систематического невыполнения параметров бизнес-плана общества инициирует смену состава исполнительного органа общества;

г) в сфере антимонопольного регулирования, развития конкурентной среды и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий:

  • разрабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию антимонопольного регулирования, развитию конкуренции, направляет их в Кабинет Министров Республики Узбекистан, иные государственные органы и органы хозяйственного управления;
  • устанавливает и пресекает антиконкурентные действия и необоснованный рост регулируемых цен (тарифов), а также цен на финансовые услуги, предоставляемые хозяйствующими субъектами или группой лиц, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке;
  • проводит изучение состояния конкурентной среды на товарных и финансовых рынках и выявляет доминирующее положение хозяйствующего субъекта или группы лиц, определяет состав участников группы лиц;
  • формирует и ведет государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, и субъектов естественных монополий;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства о конкуренции при создании, слиянии и присоединении хозяйствующих субъектов, при приобретении акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением требований законодательства о естественных монополиях при создании, реорганизации и ликвидации субъектов естественных монополий;
  • осуществляет анализ цен и тарифов на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и защищает права потребителей от необоснованного завышения цен и снижения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых субъектами естественных монополий;
  • осуществляет контроль за соблюдением регулируемых цен (тарифов) и наценок на товары (работы, услуги);
  • осуществляет в установленном законодательством порядке проверки деятельности субъектов естественных монополий и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, на предмет обоснованности представленных расчетов при формировании декларируемых (утверждаемых) цен;
  • ведет и публикует реестр хозяйствующих субъектов и государственных органов, нарушивших законодательство о конкуренции;
  • осуществляет контроль за формированием стартовых цен в капитальном строительстве, осуществляемом за счет централизованных источников;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту хозяйствующих субъектов от недобросовестных конкурентов и незаконных решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, нарушающих законодательство о конкуренции;
  • в пределах своей компетенции контролирует исполнение государственными органами и хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, законодательных и иных актов по обеспечению доступа хозяйствующих субъектов на товарные или финансовые рынки;
  • принимает в установленном порядке решения о выставлении монопольных видов продукции на биржевые торги;
  • осуществляет в установленном порядке контроль за выставлением на биржевые торги высоколиквидных и монопольных видов продукции;
  • осуществляет контроль в установленном законодательством порядке за соблюдением законодательства о конкуренции при проведении конкурсных (тендерных) и биржевых торгов;
  • осуществляет контроль за соблюдением порядка реализации субъектами естественных монополий товаров (услуг) и вносит предложения по определению перечня потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
  • разрабатывает предложения по снижению затрат на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, и естественных монополий;
  • устанавливает факты недобросовестной конкуренции, связанные с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица и средства индивидуализации товара;
  • осуществляет мониторинг за ценами финансовых услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами или группой лиц по оказанию финансовой услуги, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке;

д) в сфере защиты прав потребителей и регулирования рекламной деятельности:

  • осуществляет в установленном законодательством порядке контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;
  • проводит мониторинг цен на потребительские товары и тарифов на услуги, принимает меры по пресечению появления на рынке некачественных потребительских товаров и услуг;
  • осуществляет совместно с общественными структурами государственную защиту прав и интересов потребителей, а также просветительскую работу по повышению потребительской культуры населения;
  • принимает меры по регулированию рекламного рынка с целью недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и пресечению недостоверной рекламы;
  • совместно с государственными органами координирует разработку и реализацию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и предотвращение недобросовестной конкуренции в сфере рекламы;

е) в сфере осуществления государственного регулирования в области банкротства, реструктуризации экономически несостоятельных предприятий и контроля за деятельностью судебных управляющих:

  • проводит мониторинг и анализ финансового состояния предприятий с государственной долей в уставном фонде, в том числе путем ведения базы данных, с целью выявления неплатежеспособных, убыточных и экономически несостоятельных предприятий, а также разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными государственными органами комплекс мер по их финансовому оздоровлению;
  • принимает на основе предложений органов государственного и хозяйственного управления решение об инициировании процедур банкротства, реструктуризации и разукрупнении экономически несостоятельных предприятий с государственной долей в уставном фонде;
  • организует контроль за ходом процедур банкротства на предприятиях, а также согласовывает планы досудебной санации, судебной санации и внешнего управления на предприятиях с государственной долей в уставном фонде;
  • проводит в разрезе предприятий-банкротов, переданным (реализованным) коммерческим банкам, мониторинг выполнения инвестиционных обязательств по восстановлению производственной деятельности, модернизации, техническому и технологическому переоснащению производства;
  • обеспечивает защиту интересов кредиторов и имущественных прав акционеров (участников) при осуществлении процедур банкротства или досудебной санации экономически несостоятельных предприятий;
  • принимает решения о проведении, продлении или досрочном прекращении досудебной санации предприятий с государственной долей в уставном фонде и (или) имеющих задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам, а также решения о досудебной санации;
  • рассматривает вопросы и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по консервации и продаже объектов незавершенного строительства и основных фондов экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий, подлежащих реструктуризации, а также предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства;
  • организует систему подготовки судебных управляющих, проводит их аттестацию и ведет единый реестр судебных управляющих, принимает решения о выдаче, приостановлении и прекращении действия аттестата судебных управляющих;
  • принимает решения о продлении и досрочном прекращении досудебной санации предприятий, получивших государственную поддержку;
  • вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о предоставлении государственной поддержки в предусмотренных законодательством формах в период осуществления реструктуризации, разукрупнения, финансового оздоровления и проведения досудебной санации убыточным, неплатежеспособным и экономически несостоятельным предприятиям;
  • заслушивает отчеты органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах о реализации программ реструктуризации, финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий;
  • заслушивает отчеты внешних управляющих, а также руководителей санируемых предприятий, получивших государственную поддержку либо имеющих государственную долю собственности;

ж) в сфере лицензирования биржевой, оценочной и риэлторской деятельности:

  • осуществляет лицензирование биржевой, оценочной и риэлторской деятельности;
  • устанавливает квалификационные требования к оценщикам и риэлторам, осуществляет выдачу им квалификационных сертификатов;
  • осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
  • ведет реестр лицензий бирж, оценочных, риэлторских организаций и риэлторов и квалификационных сертификатов оценщиков и риэлторов;
  • разрабатывает и утверждает совместно со специально уполномоченным государственным органом правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для членов бирж и риэлторских организаций, а также в установленном законодательством порядке осуществляет мониторинг и контроль за их соблюдением.

з) в иных сферах деятельности:

  • рассматривает обращения юридических и физических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Госкомконкуренции;
  • разрабатывает и совершенствует нормативно-правовую и методологическую базу по вопросам, входящим в компетенцию Госкомконкуренции;
  • осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по устранению нарушений законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Госкомконкуренции;
  • выявляет и обеспечивает устранение фактов волокиты, бюрократизма, затягивания сроков решения вопросов, входящих в компетенцию Госкомконкуренции;
  • обеспечивает организацию переподготовки и повышения квалификации кадров, проводит аттестацию руководителей и специалистов Госкомконкуренции и подведомственных ему структур;
  • осуществляет международное сотрудничество и другие возложенные на него функции.
  • Госкомконкуренции осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через территориальные органы и подведомственные ему структуры.